Меню сайта

3 года

Каждый этап развития приносит ребенку свой дар. В 3 года — это воображение, оно венчает все здание. Пре­дыдущие этапы подарили улыбку, сердечную привязан­ность, интеллект, язык. Однако без воображения не может быть человека. Появившись, оно сразу же подчиняет себе. Чтобы питать его, ребенок требует сказок, они нужны ему все время и помногу. Иногда ребенок удовлетворяется любыми сказками, в другой раз у него возникают вполне определенные желания и особые требования. Саша сразу намечал основные темы, он просил: «Расскажи мне сказку «про льва, крокодила и мартышку» или «Про белого кролика, потерявшегося в лесу». Женя был более чутким к атмо­сфере, тональности, его интересовали «грустные, но прав­дивые истории».

Кате хотелось страшных историй, она сама просила об «этом. Федя неделями каждый вечер требовал «Золушку», она никогда не надоедала ему. Дима оставался верен Мики Маусу.

Самое подходящее время для сказок — вечер. Папа или мама усаживается возле кроватки, берет ребенка за Руку и тихим голосом начинает рассказывать. Действи­тельно, сказка — лучший способ уложить ребенка спать.

Поражает умение ребенка удерживать возле себя мать, отца или старшую сестру. В ход пускается все — хитрость, дарование, изобретательность. Сначала он ловко обыгры­вает «и тогда? », чтобы показать, с каким интересом он слушает, и поторопить действие. Потом с проникновенным видом, когда рассказчик слабеет, он принимается уточнять Детали: «Где? Когда? Как?» В конце концов, когда вы уже

решительно собираетесь уйти, у него остается лишь одно действенное средство — попросить еще сказку: «Только одну, последнюю, я тебе обещаю, я клянусь!»

С того момента как ребенок начинает интересоваться сказками, «жили-были» становится магической формулой. Если повествование мешает ребенку сделать то, о чем вы его попросили, не продолжайте, пока он не выполнит требуемого. Чтобы не повторять одни и те же сюжеты, придумывайте сами, любая известная ситуация может по­служить началом истории, останется только придумать ее продолжение и конец. Это нетрудно; дети — благодарная аудитория, они слушают открыв рот. Они готовы всему поверить, все оценить и принять, если история будит их во­ображение, а рассказчик соблюдает определенные правила.

Ребенок любит слушать разные истории, но ему не меньше нравится придумывать самому. Персонажей ис­кать не приходится, они перед глазами — и мишка, и кук­ла. Ребенок одевает их, моет, кормит, укладывает, расска­зывает им сказки, наказывает; например, Катя говорит Со­не, своей любимой кукле: «Ты пойдешь со мной гулять. Я сейчас надену на тебя чудесное розовое платье. Не испачкай его! А теперь я причешу тебя. Какая ты краси­вая!»

Ребенок разговаривает не только со своим мишкой или лошадкой, он обращается и к окружающим его предметам. Наткнувшись на стол, он в обиде говорит: «Противный стол! Сделал мне больно! Я тебя накажу!» Ведь ребенок воспринимает любые предметы как живые существа -и камешки, и деревья, и облака.

Дети рассуждают о «папе звезды» и «кроватке сол­нышка»; последнее, впрочем, понятно, поскольку им гово­рят, что оно ложится спать. Любопытна, например, ре­акция одного 3-летнего карапуза; он мал ростом для своего возраста и часто об этом слышит. В солнечный день он шагает по дорожке. Заметив вдруг свою длинную тень, он торжествующе восклицает: «Посмотрите, дорога-то дума­ет, что я высокий!»

Другой готовый персонаж, который может стать героем самых разных историй,— это он сам. Ребенок рассказывает о своих невероятных приключениях, выдуманных от нача­ла до конца («я убил его выстрелом из своего пистолета»)> он расписывает происшествие в деталях, сочиняя и хва­стая, хотя действительно переживает свои приключения; он воспроизводит их в лицах, сейчас он актер.

Ребенок — прирожденный актер, начинается это в 3 года и продлится долго. Мы сами, впрочем, поощряем его вкус к перевоплощению, даря ему атрибуты ковбоя или медсестры. И тогда мальчик становится поочередно покори­телем Техаса, космонавтом, гонщиком, а девочка — медсе­строй, балериной, продавщицей.

Позже, играя с приятелями, он начнет распределять роли: «Пусть я буду генералом, а ты — его враг. Я буду мама, а ты дочка .» Самую лучшую роль он постарается оставить себе.

Когда ни игрушки, ни другие вещи, ни собственные приключения не занимают целиком воображения ребенка, он выдумывает себе друга, с которым много разговаривает, но еще больше говорит о нем. Воображаемый спутник — это либо тот негодник, который совершает все его про­ступки (разбил тарелку, запустил пальцы в варенье и не послушался папу), либо верный друг, разделяющий с ним горе и радость, развлекающийся вместе с ним.

Некоторые родители с тревожной подозрительностью относятся к появлению такого воображаемого спутника. Если это только друг, компаньон в игре, с которым ребенок забавляется, то ничего страшного. Плохо, когда он слиш­ком занимает ребенка, становится средоточием его жизни, если из-за него ребенок не обращает внимания на окружа­ющих, забрасывает любимые игрушки. Чтобы отвлечь ре­бенка от воображаемого, но безотвязного друга, надо не высмеивать его, а найти ему взамен реального товари­ща; это наилучший способ. Впрочем, выдумывание такого друга наблюдается обычно в том возрасте, когда ребенок уже близок к поступлению в школу и ему, видимо, не хватает товарищей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Читайте больше >>>

Размещение товаров в аптеке. Мерчандайзинг
Аптекарское дело началось в России в 1620 г. с утверждения аптекарского приказа и аптекарской палаты. До 1710 г. кроме военно-полевых аптек существовала только одна придворная или «верхняя» аптека в Москве. Ука ...

Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни
«В кругу жертв язвенной болезни все чаще оказываются люди молодые, и даже подростки. Результаты профилактики и лечения этого недуга не удовлетворяют ни врачей, ни больных. Социальная цена заболевания все еще ...

Роль медсестры руководителя в организации лечения и ухода за больными с психическими расстройствами
Роль медицинской сестры – руководителя в организации лечебного процесса и ухода за психическими больными трудно переоценить, так как он включает в себя широкий круг вопросов, без чего невозможно было бы само о ...

Сосудистые поражения головного и спинного мозга
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к стойким нарушениям мозговой функции. Частота от 1,3-7,4 на 1000 в год. Япония – 15,7 (у лиц после 40), США – 1-2 сл, в Европе – ежегодно 1 ...