Меню сайта

Содержание дисциплины.

Особо следует остановиться на трудности дифференциального диагноза при хроническом аппендиците. Дифференциальный диагноз следует проводить с хроническим спастическим колитом, заболеваниями мочевыводящих путей, туберкулез отростка, опухолью червеобразного отростка и слепой кишки, хроническими заболеваниями женской половой сферы. Принципом дифференциального диагноза является "метод исключения".

Лечение хронического аппендицита хирургическое. Необходимо разъяснить студентам, что в зависимости от обоснованного и постановки диагноза - острого или хронического аппендицита диктуется хирургическая тактика.

Предостеречь студентов от возможности постановки диагноза "обострение хронического аппендицита" так как часто под этим диагнозом несвоевременно распознается острый аппендицит и несвоевременно выставляются показания к оперативному лечению, что в итоге это может привести к многочисленным осложнениям.

ЗАНЯТИЕ № 4. Тема: ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ И ЕЕ ОСЛОЖНЕНИЯ - 4 часа.

Активный сбор анамнез позволяет выяснить периодичность в течении болезни и сезонность (периоды обострении чаще наблюдаются осенью и весной). Периодичность и сезонность характеризуют неосложненную язвенную болезнь.

Диспептические явления: изжога, отрыжка, тошнота, рвота, наблюда­ются в 50-80 % случаев. Большое значение имеет частое применение больными соды, что говорит о наличии у больных повышенной секреции соляной кислоты.

Выясняя у больного перенесенные заболевания, обращается внимание на заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, энтерит, хронический аппендицит и т.д.), могущие явиться предпосылкой для возникновения язвенной болезни. Студент должен тщательно выяснить все применявшиеся методы лечения - стационарное, санаторно-курортное, амбулаторное.

Ассистент должен обратить внимание на возможную иррадиацию болей в спину и рекомендовать студентам проводить пальпацию позвоночника и параверетебральной области с целью выяснения болевых точек ( область Ш -1У грудных позвонков, ХП грудного позвонка и I поясничного ).

По окончании доклада куратора и уточнения полученных данных после дополнительного опроса больного ассистент делает краткое резюме по анамнезу и объективным данным, переходит к разбору лабораторных исследований.

Тщательно разбираются результаты исследования желудочного сока, крови, мочи. Ассистент подчеркивает возможность нормальной или даже пониженной кислотности у язвенного больного. Анализируются рентгенологические данные.

Обоснование диагноза проводится одним из студентов группы. При этом следует требовать от студентов не только перечисления симптомов, в объяснение механизма возникновения того или иного симптома (боль и её иррадиация, тошнота, рвота, снижение аппетита, зависимость течения болезни от психического состояния больного, xapaктepa питания). Это формирует у студентов клиническое мышление и делает занятие более интересным. Ассистент своими замечаниями старается правильно направить мысль студентов.

Разбираются возможные варианты пенетрации язвы, особенности клинической картины (исчезновение сезонности в течении заболевания, появление симптомов со стороны органов вовлечённых в процесс). Малигнизация язвы встречается у 10-12 % больных. Обращается внимание студентов на изменение характера болей, понижение аппетита, развитие ахилии, длительные скрытые кровотечения, похудание.

Дифференциальный диагноз хронической язвы желудка и 12-ти перстной кишки значительно отличается от дифференциального диаг­ноза язвенной болезни в стадии обострения. Этот момент должен хорошо представлять себе ассистент и разъяснить студентам причину такого деления. .Хроническую язву желудка приходится дифференцировать с заболеваниями органов брюшной полости, протекающих также по типу хронических. Ассистентом предлагается кому-либо из студентов перечислить заболевания, с которыми нужно дифференцировать хроническую язву желудка, объясняя, почему необходимо дифференцировать то или иное заболевание с язвенной болезнью.

Не менее важное значение имеет дифференциальный диагноз с другими заболеваниями - хроническим панкреатитом, хроническим колитом, заболеваниями почек и т.д.

После дифференциального диагноза ассистент разбирает со студентами вопросы лечения язвенной болезни. Остановившись кратко на консервативных методах лечения, ассистент путём опроса студентов разбирает показания к операции. При этом следует особо обратить внимание студентов на то, что операция обоснована в том случае, если консервативное лечение не дает стойкого эффекта. Обращается внимание студентов на значение локализации язвы и возраста больного для решения вопросов об операции. Пожилой возраст и локализация язвы в желудке даже при сравнительно кратковременном лечении в некоторых случаях являются показаниями для операции ввиду возможности трансформации язвы в рак.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Читайте больше >>>

Строение и функции вилочковой железы, рис.
Внешние и внутренние факторы меняют клеточные циклы здорового человека. В результате образуются аномальные (чужеродные, или синтезированные не так, как свои собственные) молекулы и клетки. Специальные клетки к ...

Синдром желудочно-кишечного кровотечения. Принципы диагностики и лечения
Острое желудочно-кишечное кровоте­чение — частое осложнение язвенной болезни, отличающееся трудностью диагнос­тики и неудовлетворительными результами консервативного и оперативного лечения. Всех больных с ...

Развивающийся мозг
Многие закономерности функционирования нервной системы становятся понятными при изучении истории развития нервной системы в процессе эволюции живой природы (филогенез). Хотя можно говорить о ряде отличительных ...

Санаторно-курортное лечение
Естественные, или природные, лечебные факторы включают климат, минеральные воды и лечебные грязи. В природе они распределены неравномерно. Местности, располагающие природными лечебными факторами (минеральные ...