Меню сайта

Психофизическое развитие ребенка

Новорожденный

Двигательные навыки

О.Н.Козак: Сам не может изменить положение своего тела. Не может удерживать голову в

вертикальном положении. Лежа на животе, голову не поднимает.

П.Лич: Как ни положи голого младенца, он свернется клубком, причем тело в пространстве займет положение в зависимости от того, как лежит голова. Движения будут очень ограниченными, пока он не наберет немного веса и пока не научится несколько управлять шейной мускулатурой. Может немного приподнимать голову и чуть-чуть поворачивать ее.

З.Матейчек: В течение первого месяца большинство детей лежат в особой позе на боку, с сильно напряженной одной рукой и сжатой другой – «тонический шейный рефлекс» - похож на основную стойку при фехтовании. Если мы головку ребенка повернем на другую сторону, прежде напряженная рука сожмется, а сжатая станет напряженной. Свободные движения почти всегда отрывисты и конвульсивны. Возьмем ребенка под мышки и слегка приподнимем над простынкой, потом постепенно опустим. Мы увидим, как только он коснулся простынки, сразу же уперся в ее ножками, и в таком положении, как правило, он удерживает весь свой вес. И что еще интереснее – начинает «ходить» – рефлекс хождения.

Движения рук и помощь самому себе

Л.С.Выготский: Если вложить в руки новорожденного палец или другой продолговатый предмет, новорожденный так цепко обхватывает его, что ребенка можно поднять на воздух и подержать в висячем положении около минуты.

П.Лич: Если вложить в руку ребенку свой палец или погремушку, он будет держать достаточно крепко. Если вы попытаетесь убрать палец или отнять погремушку, кулачок сожмется еще сильнее. Уровень врожденных рефлексов.

З.Матейчек: Ручки сжаты в кулачки.

Зрительное восприятие

О.Н.Козак: Если с ним заниматься, то уже на десятый день жизни может следить взглядом за передвигающимся предметом.

П.Лич: Есть свет и есть тьма, предметы, которые можно видеть, которые оказываются в фокусе его зрения и тут же расплываются. Существует врожденный механизм, заставляющий их разглядывать лица, а также предметы сложной формы или со сложным узором. Ребенок будет внимательно изучать любое лицо, любой предмет или даже рисунок, на котором изображено лицо.

Он не различает предметы вдали и мало что видит, если только не взять его на руги и не оказать ему что-либо специально, поднося предметы к его лицу на расстояние примерно 20 см. Если его взгляд сфокусируется на предмете, ребенок может выразить интерес к нему каким-либо движением.

З.Матейчек: Собственная рука в данный период бывает одним из главных предметов, на который направлено его зрительное внимание. Справочник педиатра: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Т.И.Серганова: Зрительное сосредоточение 2-5 сек. – с 1,5-2 недель.

М.Я.Студеникин: Реагирует на яркий свет.

Слуховое восприятие

О.Н.Козак: Плачем реагирует на шум и сильные звуки.

З.Матейчек: Способен отличать человеческий голос от любых других звуков.

Т.И.Серганова: Кохлеопальпебральный рефлекс с первых дней жизни. Слуховое сосредоточение – со 2 недели.

М.Я.Студеникин: Слух понижен, однако на сильный звук реагирует.

Навыки общения и развитие речи

О.Н.Козак: Появляется реакция на внешние воздействия (в ответ на похлопывание, поглаживание, ласковый голос и взгляд начинает улыбаться).

Е.Ю.Протасова: Ребенок кричит, реагирует на шумы. Новорожденный отличает голос своей матери от других голосов. На шестой день повторяет выражение лица матери.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Читайте больше >>>

Эндокринология (молекулярные механизмы секреции инсулина и его действия на клетки)
Инсулин - полипептидный гормон, образованный 51 аминокислотами. Он секретируется в кровь b-клетками островков Лангерганса поджелудочной железы. Главная функция инсулина - регуляция метаболизма белков, ж ...

Респираторный дистресс синдром
Респираторный дистресс-синдром (РДС) яв­ляется одной из основных причин высокой заболеваемости и смертности недоношенных детей и доношенных новорожденных, перенесших тяже­лую внутриутробную и интранатальную ги ...

Роль сахарозы в питании человека
Сахарный тростник, из которого до сих пор получают сахарозу, описан еще в хрониках о походах Александра Македонского в Индию. В 1747 г. А. Марграф получил сахар из сахарной свеклы, а его ученик Ахард вывел сор ...

Цефалоспорины спектр активности, направления клинического применения
1Создание и внедрение в клиническую практику антибиотиков класса цефалоспоринов явилось, безусловно, одним из важнейших событием в истории химиотерапии бактериальных инфекции. В настоящее время, очевидно, что ...