Меню сайта

Внимание слепых и слабовидящих.

«Внимание—организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной её направленности и сосредоточенности ее объектах деятельности». 11

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определённой области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент.

Физиологическим механизмом внимания является и врождённый ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга.

Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.28

Лобные доли коры головного мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражённом объекте.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате чего из сферы ощущений и восприятия выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важных свойствах предметов и явлений. Поэтому компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная роль принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Сокращение внешних воздействий отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрированности и других свойствах внимания.

Уменьшение количества внешних раздражителей не может способствовать и устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания.

Существование высших видов внимания—произвольного и послепроизвольного—связано с деятельностью, в которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленности. Поэтому, включение лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать преодолению трудностей в развитии непроизвольного и произвольного внимания.

Развитие внимания у слепых определяется необходимостью отчётливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего не значащие для зрячих, но при нарушении зрения получающие сигнальное значение и выступающие на первый план.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте больше >>>

Профилактика отравлений ядохимикатами, применяемых в сельском хозяйстве
Общее признание получила гигиеническая классификация ядов, предложенная С.Д. Заугольниковым в 1967, в основу которой положена количественная оценка токсической опасности химических веществ на основе экспериме ...

Сестринский процесс в отделении экстренной гинекологии
В последнее время наблюдается неуклонный рост числа гинекологических заболеваний. Пренебрежение правилами гигиены, частые переохлаждения, аборты, и другие эндо- и экзогенные причины приводят к тому, что 90 % ...

Терапия (гемофилия)
Гемофилия относится к наследственным коагулопатиим, связанным с дефицитом плазменных факторов свертывания. Термин «гемофилия» объединяет в основном два дефекта свертывания: дефицит фактора VIII (гемофилия А) и ...

Состояние иммунной системы у подростков
С учетом соматического, психологического и социального созревания можно считать оптимальным предложение экспертов ВОЗ (1977) считать подростками лиц в возрасте 10-20 лет, как это принято сейчас в большинс ...