Меню сайта

Представления слепых и слабовидящих.

Представления—«…это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств».25

Представления—более высокая ступень отражения, нежели образы восприятия, так как в представлении, по словам И.М. Сеченова, «…совмещается всё, что человек знает о предмете».23 Будучи наглядным, чувственным образом, представление характеризуется высоким уровнем обобщённости. Эти образы памяти служат переходной ступенью к мышлению.

Поэтому, характерной чертой представлений слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счёт полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Кроме этого, представления слепых и слабовидящих имеют и качественные отличия от чувственных образов памяти зрячих. «…Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости (генерализованность) и вербализм»25,—вот, по словам А.Г. Литвака, характерные особенности их представлений. Фрагментарность—в образе объекта часто отсутствуют многие существенные детали. То есть, образ лишён целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений у слепых и слабовидящих проявляется при художественной деятельности: лепке, рисовании, моделировании.

«В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного…восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия…преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию осязательного и зрительного обследования объектов».25

Схематизм как следствие недостаточного отражения объектов, проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями, и поэтому слабо дифференцированных.

Направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно преодолеть схематизм их представлений.

Выпадение большого числа значимых объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия препятствуют образованию общих представлений, в которых отражаются наиболее существенные свойства и признаки предметов и явлений.

Вербализм представлений у слепых и слабовидящих связан с невозможностью целостного восприятия объектов и их отдельных свойств.

Вербализм представлений—это «…нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов».25

Несмотря на эти особенности, природа представлений у слепых и слабовидящих не изменяется. Все эти недостатки преодолеваются в процессе компенсации, и возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

«Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначительным».13

Читайте больше >>>

Строение и функции вилочковой железы, рис.
Внешние и внутренние факторы меняют клеточные циклы здорового человека. В результате образуются аномальные (чужеродные, или синтезированные не так, как свои собственные) молекулы и клетки. Специальные клетки к ...

Синдром Золлингера-Эллисона
Синдром Золингера - Эллисона — ульцерогенный аденоматоз поджелудочной железы, исходящий из островковых клеток Лангерганса. Характеризуется образованием язв в желудке и 12 - перстной кишке, диареей и стеатореей ...

Терапия (гемофилия)
Гемофилия относится к наследственным коагулопатиим, связанным с дефицитом плазменных факторов свертывания. Термин «гемофилия» объединяет в основном два дефекта свертывания: дефицит фактора VIII (гемофилия А) и ...

Развивающийся мозг
Многие закономерности функционирования нервной системы становятся понятными при изучении истории развития нервной системы в процессе эволюции живой природы (филогенез). Хотя можно говорить о ряде отличительных ...