Меню сайта

Мышление слепых и слабовидящих.

«Мышление—опосредованное и обобщённое отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности».11

Мышление возникает и развивается на основе чувственного отражения. Но связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не исчерпывается зависимостью от количества и качества чувственных данных, а имеет двусторонний характер. Возникая на базе «живого созерцания», мышление оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющееся в осознанности и обобщённости образов.

Дефекты функций зрения оказывают влияние на процесс интеллектуального развития.

Однако, «…отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, т.к. основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи с достаточной полнотой отражаются сохранными анализаторными системами».26

Функции мышления при слепоте те же, что и у зрячих людей. Однако при дефектах зрения затруднено восприятие. Поэтому мышлению слепых приходится преодолевать пробелы и пропуски чувственного восприятия.

Одной из детерминант компенсации неполного или неточного восприятия у слепых и слабовидящих—фундаментальное свойство мышления—опосредованность, позволяющая ему при помощи умозаключений раскрыть сущность недоступных для восприятия предметов и явлений.

Следует подчеркнуть, что человеческое мышления выявляет существенные связи и отношения и их обобщает, но оно отражает также и свойства и сущность объектов. Именно эта возможность отражать свойства и сущность объектов в их общих и существенных определениях лежит в основе компенсаторной функции мышления. «Не абстрактные схемы, не символы, а…реальные конкретные представления, образы воображения и понятия, отражающие недоступные для непосредственного восприятия объекты, формируются у слепых и слабовидящих в результате опосредованного отражения, что способствует расширению и углублению познавательных возможностей».27

Успешность мыслительных операций на уровне чувственного отражения зависит от сохранности и степени развития анализаторного аппарата.

Глубокие нарушения функций зрения влекут затруднения в сфере восприятия. Они также затрудняют операции анализа и синтеза различных сторон познания окружающей действительности. Это объясняется, во-первых, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а, во-вторых, сложностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятствующих формированию целостного образа, в результате, чего страдает сравнение и дифференцировка. Эти же причины являются основой трудностей при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.

Одна из важных мыслительных операций—сравнение—установление степени тождества или различия при сопоставлении объектов. Сравнение, также как анализ и синтез, включены во все мыслительные операции.

Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при дефектах зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а значит и их сравнению.

На операции сравнения основана классификация и систематизация, т.е. объединение объектов по сходным признакам. По данным А.Г. Литвака, часто наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

Абстрагирование—отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделении других; обобщение—объединение объектов на основе общих существенных признаков; конкретизация—применение обобщённых знаний к частным, конкретным случаям. Опираясь на факты, свидетельствующие о трудностях, испытываемые слепыми при анализе-синтезе, а также исходя из положения о единстве чувственного и логического, можно говорить о том, что дефекты в сфере чувственного познания отражаются на всех мыслительных операциях.

Таким образом, «…полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, «…отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности и мышления слепых».27 К такому выводу приходит А.Г. Литвак и мы вместе с ним.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте больше >>>

Причины и профилактика наркомании
"Наркомания это болезнь, но без одной стадии – полного выздоровления". Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, трево ...

Санитарно-микробиологические исследования и контроль в лечебно-профилактических учреждении за внутрибольничными инфекциями
Внутрибольничные инфекции (синоним нозокомиальные инфекции) - инфекционные болезни, связанные с пребыванием, лечением, обследованием и обращением за медицинской помощью в лечебно-профилактическое учреждение. П ...

Терапия (гемофилия)
Гемофилия относится к наследственным коагулопатиим, связанным с дефицитом плазменных факторов свертывания. Термин «гемофилия» объединяет в основном два дефекта свертывания: дефицит фактора VIII (гемофилия А) и ...

Респираторный дистресс синдром
Респираторный дистресс-синдром (РДС) яв­ляется одной из основных причин высокой заболеваемости и смертности недоношенных детей и доношенных новорожденных, перенесших тяже­лую внутриутробную и интранатальную ги ...