Меню сайта

Воображение слепых.

Воображение—«психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта…».11

Воображение—это форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не воспринимавшиеся.

Преобразуя имеющиеся представления и понятия, воображение расширяет сферу познания, даёт возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Воображение отличается по своим функциям от представлений (образы памяти воспроизводят, а образы воображения реконструируют прошлый опыт), но тесно с ними связано. Поэтому, узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщённость и другие недостатки образов памяти сказываются на процессе воображения.

Сужение сферы чувственного познания при дефектах зрения обедняет восприятие и представление и ограничивает воображение. Герман Джестроу, Челпанов, изучавшие сновидения слепых, установили их зависимость от времени и степени нарушения зрения: наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Но, не смотря на ограниченные возможности, воображение слепых используется в процессах деятельности, восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя, таким образом, компенсаторную функцию.

Важная роль в компенсации дефектов зрения принадлежит «воссоздающему воображению». При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения.

Ослепшие, на основе сохранившихся зрительных представлений могут создавать новые яркие образы воображения. А наличие остаточного зрения расширяет такие возможности в это виде психической деятельности.

То есть, сила воображения находится в прямой зависимости от состояния зрительных функций (при прочих равных условиях: возраст, развитие мышления, чувственный опыт и т.д.).

«Независимо от того, образами какой модальности—зрительными, слуховыми, осязательными—оперируют при воссоздающем воображении слепые, процесс их реконструкции протекает так же, как и у нормально видящих, и имеет своей физиологической основой образование новых сочетаний временных нервных связей, ранее сформировавшихся в коре больших полушарий».27

Развитие воссоздающего воображения у слепых—важная задача педагогического процесса и социального работника, ставящего задачу профессиональной ориентации школьника-инвалида. Целенаправленное, управляемое воспитание воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение, опираясь на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни.

Это может проявляться при пассивном воображении, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность склонны слепые. «Воображение под влиянием потребностей, чувств и эмоций и не регулируемое волей и сознанием, даёт нереальные фантастические образы: слепые видят себя лётчиками, капитанами и т.д. Такой отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности».30

Необходимо глубокое осознание своего недостатка человеком с дефектом зрения, оценка своих возможностей, знакомство с той сферой деятельности, где он сможет наиболее полно проявить свои силы.

Некоторые авторы отмечают высокое развитие творческого воображения слепых, их особую склонность к литературной, музыкальной и другим видам творческой деятельности. Это иногда находит подтверждение в реальной жизни.

Читайте больше >>>

Роль медсестры руководителя в организации лечения и ухода за больными с психическими расстройствами
Роль медицинской сестры – руководителя в организации лечебного процесса и ухода за психическими больными трудно переоценить, так как он включает в себя широкий круг вопросов, без чего невозможно было бы само о ...

Развивающийся мозг
Многие закономерности функционирования нервной системы становятся понятными при изучении истории развития нервной системы в процессе эволюции живой природы (филогенез). Хотя можно говорить о ряде отличительных ...

Роль сахарозы в питании человека
Сахарный тростник, из которого до сих пор получают сахарозу, описан еще в хрониках о походах Александра Македонского в Индию. В 1747 г. А. Марграф получил сахар из сахарной свеклы, а его ученик Ахард вывел сор ...

Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни
«В кругу жертв язвенной болезни все чаще оказываются люди молодые, и даже подростки. Результаты профилактики и лечения этого недуга не удовлетворяют ни врачей, ни больных. Социальная цена заболевания все еще ...