Меню сайта

Из опыта отечественной профориентации детей-инвалидов по зрению.

Нам хотелось бы, чтобы опыт, накопленный в этой школе, более широко распространился на другие специализированные школы-интернаты страны.

Также видится очень важной проблема, которая характеризуется тем, что слепые после окончания школы при установлении социальных контактов испытывают очень серьёзные затруднения. Неадекватные установки слепых к себе и своему дефекту, зрячим людям, также как и неверные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную учебную и трудовую деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации. Поэтому необходимо изучение межличностных отношений в коллективах, состоящих из лиц с нарушениями зрения. Причём тифлопедагог, специалист по социальной работе и социальный педагог должны не только изучать межличностные отношения в таких коллективах, но и уметь управлять ими в целях налаживания нормальных межличностных контактов между инвалидом по зрению и его зрячим коллегой на будущем рабочем месте для установления благоприятного социально-психологического климата, формирования активной жизненной позиции у каждого члена коллектива.

То есть, при профессиональной подготовке необходимо уделить особое внимание вопросам обучения налаживания отношений между слепыми и зрячими людьми, так как в нашей стране пропаганде тифлознаний среди населения до сих пор не уделяется внимания. Часто слепые попадают в ситуации, о которых говорит доцент Челябинского политехнического института И.В. Вишев: «…Не всегда складываются нормальные отношения…с коллегами по работе. Одни…начинают…чрезмерное сочувствие (часто из самых благих намерений), но теряя при этом чувство меры, другие…стараются вести себя подчёркнуто панибратски, что…подчёркивает наличие физического дефекта, третьи…предпочитают игру «в жмурки», они…»дружески» хлопают тебя по плечу…и хотят, чтобы ты их узнал. Необходимо самообладание и тактичность, чтобы…выравнивать эти взаимоотношения и доводить их до обычных…незрячий преподаватель не должен спекулировать на своём физическом недостатке…нужно быть всегда готовым выполнить любое задание…Должны быть выработаны ровные и реалистичные отношения с окружающими, что может явиться лишь следствием трезвой оценки происходящего. Иных путей, по-видимому, не существует».6 Иногда инвалиды оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия в налаживании контактов со зрячими коллегами. Многократное повторение фрустраций приводит к снижению активности, безынициативности, отказу от любой деятельности, что недопустимо.

Заключение.

Завершая наше исследование, мы приходим к выводу, что дети с нарушениями зрения обладают рядом особенностей в психическом развитии, которые отрицательно сказываются во всех сферах их деятельности. Но при своевременной и правильной коррекционной работе большие компенсаторные возможности психического развития слепых создают определённые предпосылки для доразвития всех основных функций и их деятельности в дальнейшем в различных сферах труда.

Таким образом, профессиональная ориентация слепых и слабовидящих старшеклассников является возможной и необходимым элементом их последующей социальной реабилитации и адаптации в обществе. А включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства представляется актуальным и перспективным. Это открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране. Только активное участие в трудовой деятельности даёт им возможность стать полноценными членами общества, создаёт условия для формирования разносторонне развитой личности.

Перейти на страницу: 1 2 3

Читайте больше >>>

Размещение товаров в аптеке. Мерчандайзинг
Аптекарское дело началось в России в 1620 г. с утверждения аптекарского приказа и аптекарской палаты. До 1710 г. кроме военно-полевых аптек существовала только одна придворная или «верхняя» аптека в Москве. Ука ...

Растения и аллергия
Наша эпоха характеризуется углубленным изучением многих сопровождающих человека в процессе жизнедеятельности явлений, так или иначе связанных с его трудоспособностью, здоровьем и в значительной степени о ...

Цикл лекций Женщине о раке
Современная медицина располагает обширным арсеналом диагностических средств, новейшей лечебной аппаратурой, множеством противо­опухолевых препаратов, что позволяет добиться успехов в лечении рака. Однако одни ...

Психологическая концепция В.М. Бехтерева
Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников советской психологической науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в об ...